Абстракционизм и синестезия

Абстракционизм и синестезия

Абстракционизм — одна из сложных форм живописи, понимание которой требует более глубокого осмысления и определённых знаний об истории изобразительного искусства. Отсутствие предметов и узнаваемых образов — это не просто прихоть или провокация, это особый художественный “язык”, сформировавшийся в результате естественного эволюционного развития живописи. И в качестве первостепенных выразительных средств этого языка выступает цвет и форма, а реалистические подробности уходят на второй план.

 

Появлению абстрактного искусства предшествовал ряд художественных явлений, которые в разной степени демонстрировали отказ от внешнего сходства: импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм. Появление фотографии позволило художникам окончательно освободиться от роли “обозревателя” и перейти в смелые визуальные эксперименты. Кроме того, на многих абстракционистов большое воздействие оказала музыка и приёмы, используемые в ней. Ведь музыкальное произведение, не сопровождаемое пением и не имеющее конкретной сюжетной трактовки, как раз и является абстрактным искусством в чистом виде.

 

Идея синтетического искусства — синтезирующего музыкальные и изобразительные средства — достаточного давно владела умами философов, художников и музыкантов. Вдохновлённые философскими размышлениями и творчеством Артура Шопенгауэра, Рихарда Вагнера, Арнольда Шёнберга, живописцы принялись за расширение возможностей изобразительного искусства. Франтишек Купка, Робер Делоне, Василий Кан­динский, Пауль Клее открыли следующим поколениям, что правильно подобранные сочетания красок, линий и фигур могут оказывать не меньшее эмоциональное воздействие, чем музыкальное произведение.

 

В этом ключе особый интерес вызывает творчество художников-абстракционистов, обладающих синестезией. Эта способность расширяет границы восприятия, так как при раздражении одного органа чувств, например, слуха, происходит раздражение и другого, например, зрения. Фактически, такие люди могут “видеть” музыку или "слышать" цвета, что порой находит выход в уникальных музыкальных и живописных творениях. Существуют биографические свидетельства, что такой способностью обладали композиторы Ференц Лист, Александр Скрябин, Николай Римский-Корсаков, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, Дюк Эллингтон.

 

Разновидность синестезии, при которой услышанные звуки окрашиваются в определённый цвет, называют хромостезией. Обладатели такого тонкого цвето-звукового восприятия создают удивительные абстрактные полотна, открывающие изумительные визуально-звуковые параллели.


Русского художника-синестета Василия Кандинского называют основателем абстрактной живописи. В его картинах неоднократно воплощались различные музыкальные впечатления. Например, Импрессия III (Концерт) была написана под впечатлением от концерта, на котором исполнялись сочинения Арнольда Шёнберга.

 

Уилл Гомперц в своей книге “Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси” так характеризует эту картину: “Большой чёрный треугольник в правом верхнем углу символизирует рояль, который словно магнитом притягивает публику (в левом нижнем углу). Рояль и слушатели соединяются в единую линию, перерезающую картину по диагонали. Нижний правый угол целиком заполняет ярко-жёлтый цвет, передающий волшебные звуки фортепиано.”

 

Более позднюю картину Кандинского “Композиция VII” автор называет высшей точкой художественной биографии автора и сравнивает с симфонией:

 

Общеизвестный факт, что Кандинский играл на виолончели и этот инструмент у него ассоциировался с тёмно-синим цветом. Ему также принадлежит высказывание: "Цвет — это клавиатура, глаза — это молоточки, а душа — пианино со множеством струн. Художник — это играющий оркестр, который касается той или иной клавиши, чтобы вызвать колебания в душе".

 

Британская художница Джейн Маккей создаёт визуализации на классические произведения в своей уникальной манере. С музыкой Джейн связывают не менее тесные отношения, чем с живописью, ведь она умеет играть на гобое и поёт в хоре.

 Prokofiev — Piano Sonata No. 7 in B flat major

Tchaikovsky — Piano Concerto №1

Britten — War Requiem at fig.108

Rachmaninov — Vespers №7


Американская художница Мелисса Маккракен также мастерски переносит на холст эмоции, испытываемые при прослушивании музыки. "Музыка, которую я слышу, протекает в смеси оттенков, текстур и движений" — поясняет Мелисса. Иллюстрации художницы служат визуальным воплощением многих известных современных композиций.


Arcade Fire — My Body Is A Cage

Portishead – Roads


John Lenon – Imagine


Nirvana – Sappy


David Bowie – Life On Mars?


Radiohead – Lucky


Очевидно, что для художницы музыка ощущается как движущийся цветовой поток. Более тяжёлые по звучанию рок-композиции с преобладанием минора и плотных аккордов находят выражение в соответствующей напряжённой палитре красок с контрастными сочетаниями оттенков. Для сольных фортепианных композиций художница выбирает облегчённую полупрозрачную цветовую гамму.

 

Синестет Светлана Бунякина интересно описывает собственный опыт прослушивания музыки: ”Интенсивность восприятия зависит ещё и от жанра. Самый выразительный жанр — это эмбиент, непроизвольные образы такие яркие, что может становиться не по себе. А рэп почти бесцветен. Во многом это потому, что они говорят, а не поют, и цвет даёт только бит.”.

 

Известный музыкант, художник и писатель Дмитрий Матковский также обладает даром синестезии. Он испытывает особенное пристрастие к пространству и тишине, одно из его любимых высказываний — “Тишина — мать музыки, где цвета — это ноты”.

Can that makes the Noise

Niagara Falls Music

 

Pink Floyd The Great Gig In The Sky

Rolling StonesBrown Sugar

CreedenceHave You Ever Seen the Rain

Elvis PresleyWalls have ears

Феномен синестезии до сих пор не изучен до конца, а творчество синестетов вызывает неподдельное удивление и любопытство. Однозначно можно определить лишь то, что для некоторых синестетические переживания стали неисчерпаемым источником вдохновения, а понимание произведений синестетов доступно лишь для людей с более открытыми взглядами на искусство и широким творческим кругозором.