Акварельная техника в современной живописи
23 ноября мировое художественное сообщество будет отмечать Международный день акварели, а значит есть прекрасный повод поговорить об этой универсальной живописной технике. Ведь несмотря на всю сложность и непредсказуемость, она была и остаётся популярной у живописцев, иллюстраторов, дизайнеров разных стран и стилевых направлений.
Создавать рисунки с применением акварельных красок начали ещё во II веке в Китае. Акварелью расписывали бумагу, дерево, шёлк и другие ткани, а затем вешали рисунки-свитки на стену или сворачивали их в рулон для хранения в специальных футлярах. Традиционная живопись Востока символична и иносказательна — нужно не просто рассматривать, а понимать и расшифровывать смысл каждого живописного послания. За незатейливым на первый взгляд сюжетом — пейзажем, портретом, изображением цветов, птиц или животных — стоит глубокое философское высказывание.
В европейской живописи эта техника стала употребляться гораздо позже других. Термин “акварель” в общепринятом смысле впервые встречается в “Трактате о живописи” Ченнино Ченнини (1437 год). До XVII века акварельные краски использовали в основном для украшения церковных книг, выполняя орнаменты, миниатюры и заглавные буквы. Акварельная живопись также была распространена среди художников-любителей, участников научных экспедиций и использовалась для создания топографических планов, чертежей и гравюр. Такой вид технического раскрашивания акварелью получил название "иллюминирование”. Среди живописцев-академистов, которые внесли существенный вклад в развитие акварельной техники на ранней стадии, стоит назвать немецкого художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера, британского мастера романтического пейзажа Уильяма Тёрнера, а также французского представителя исторического жанра Эжена Делакруа.
Возможности акварели были по достоинству оценены в период расцвета импрессионизма. Камиль Писарро, Поль Синьяк, Поль Сезанн любили писать акварельные этюды на пленэре. Особенно восприимчивая к темпераменту и "движению кисти" мастера, акварель стала идеальным выразителем его мимолётного и ускользающего впечатления.
В конце XX-XXI веках стремительно расширяется круг художников, прибегающих к акварельной технике. Красивые картины акварелью демонстрируют разнообразие стилей, техник, сюжетов. Самым актуальным жанром неизменно является пейзаж — природный, морской, городской, фантастический. Мастера, в совершенстве овладевшие стихией воды и краски, создают по-настоящему атмосферные полотна. Невозможно не проникнуться меланхолией и спокойствием, созерцая дождливые мегаполисы тайваньского художника Лин Чинг Че. Рассматривая просторные, наполненные светом и воздухом картины японца Абе Тошиюки, вы словно бы на время окажетесь на солнечной лесной поляне. Жаркий полдень на картинах японца Канта Харусаки согреет вас даже в самый холодный зимний день. Эти художники достигают невероятной лёгкости, прозрачности и глубины пространства, используя акварельный приём “по-мокрому” (“по-сырому”, “английская” акварель), когда краска наносится на предварительно смоченный водой лист.
Не меньшим очарованием обладают утончённые парижские пейзажи француза Тьерри Дюваля, умиротворённые вечерние марины австралийца Джозефа Збуквича, сочные и динамичные лесные ландшафты на картинах британца Джо Фрэнсиса Даудена. Секрет гиперреалистичного “эффекта присутствия” этих картин — в использовании акварельной техники под названием “лессировка” (“по-сухому”), когда краска наносится слой за слоем прозрачными мазками, а нижний слой каждый раз полностью высыхает.
Акварельные работы современных художников-пейзажистов знакомят с природой различных стран и континентов. Красочные испанские виды на рисунках Бланки Альварез, живописная финская природа на картинах Марии Коскиньеми, детализированная передача местного колорита в польских пейзажах Михала Яшевича — эти картины по-разному воздействуют на наше воображение, но в каждой из них применяется техника “а ля прима”. Рисунок в этой технике делается в один слой и за один раз, краски накладываются непосредственно на мокрую поверхность, благодаря чему достигается удивительная экспрессия и динамика.
Художники, работающие с акварелью, часто обращаются к жанровой живописи (бытовому жанру). Сцены из повседневной жизни, написанные акварельными красками, получаются живыми и непринуждёнными, словно неожиданно “выхваченными” из стремительного потока жизни. Красочные и эмоциональные изображения музыкантов и танцоров на картинах американца Миши Ленна наполнены движением, энергией и праздничным настроением. Утончённые балетные зарисовки китайского художника Лю И — воплощение самой трогательной и возвышенной красоты, какую только можно представить на бумаге. Оба творца мастерски пользуются акварельным приёмом под названием “резерваж” — на картине преобладает белый цвет за счёт сохранения отдельных участков бумаги нетронутыми. Высветление достигается с помощью восковых карандашей, скотча, посредством удаления краски отжатой кистью или выскребания красочного слоя.
Среди творений современных художников-акварелистов иногда встречается традиционный портрет или натюрморт. Например, бразильский художник Эудис Коррейя любит рисовать обыкновенных прохожих: взрослых и детей, мужчин и женщин. А белорусская художница Екатерина Зюзина создаёт разнообразные картины акварелью в жанре натюрморт — с фруктами, цветами или посудой — в которых угадывается привязанность к домашнему уюту.
Но наибольшую популярность в последнее время набирает скетчинг (от английского “быстрый рисунок”). Акварель служит отличным средством для беглых зарисовок различных объектов: одежды, автомобилей, архитектурных строений, растений. Так, немецкий художник Феликс Штейнбергер создаёт забавные иллюстрации о своих путешествиях. Испанский художник Луис Руиз Падрон — автор книги об архитектуре различных стран, в которую включены его красочные акварельные travel-скетчи. Многие модные дизайнеры претворяют свои идеи в виде акварельных fashion-скетчей: Маноло Бланик, Бил Донован (Christian Dior), Алексис Макензи (H&M), Алина Заманова (McQueen).
Акварельная техника сегодня переживает новый взрыв популярности. Она фигурирует как неотъемлемый компонент современной академической живописи, активно применяется в иллюстративных и рекламных целях. Можно акварельные картины купить на выставках и аукционах, а можно — в специализированных онлайн-галереях и стоках. Акварельные изображения используются в книгах, журналах, афишах; авторские акварельные шрифты, паттерны и декоративные элементы украшают страницы лендингов, сайтов, блогов.