Современная живопись: много рассуждений и немного теории заговора

Современная живопись: много рассуждений и немного теории заговора

Нет, вот серьёзно, в чём тут суть и где тут, собственно говоря, искусство? Как в той сцене из “1+1”, “У парня пошла из носа кровь и он просит за это двадцатку?!”. И уж если смотреть на всё это с такой точки зрения, то не является ли само понятие современного искусства одной сплошной фикцией, где современные художники скорее этакие праздные бездельники от творчества, но при этом никак не творцы. А может, и того хуже, нам всем безбожно врут и все современные картины и не картины вовсе, а плод тайного заговора, по масштабам сравнимый разве что с масонами и их сверхсекретной ложей?

Бред или нет, а всё таки изложенное выше мнение является весьма популярным среди обывателей (возможно, разве что, с меньшей долей конспирологических теорий, хотя не факт). Уж если подходить к вопросу “ценности современного искусства” основательно, то придётся признать, что не только невежество является причиной таких суждений о целой сфере искусства. Не хотелось бы предъявлять беспочвенных обвинений, но определённый круг тружеников творческих профессий всегда отличался такой неприятной чертой, как чрезмерно раздутое самомнение и полная непереносимость критики.

Именно для таких товарищей порядком избитая фраза “Я художник, я так вижу” стала даже не столько оправданием, сколько жизненным кредо. Серьезно, сколько раз сомневаясь в художественной ценности картины вы слышали от таких горе-творцов что-то вроде “Ты просто ничего не понимаешь”? И вот уже возникает вопрос, задевающий нашу нежную самооценку: “Действительно ли я такой жуткий невежда?”. Тут-то и срабатывает момент, когда никто не хочет показаться глубоко некультурным человеком и начинает принимать за чистую монету все развешанные непонятно кем и по какому принципу ярлыки.

Cовременное искусство - штука такая: оно замечательно своей актуальностью, но один момент всё же будет постоянно отличать его от “классики” - время, а точнее выдержанность. Никогда не думали на тему того, почему известные творцы прошлого не вызывают таких бурных споров, как современные художники? Просто время уже всё “отфильтровало” за нас. Серьёзно, ну кому есть дело до плохих художников, живших лет 200 назад? А вот с современной живописью такой подход будет совершенно бесполезным, так как, неважно хорошее или плохое, искусство касается непосредственно нас каждый день и судить о нём отведено совсем не авторам книг по истории искусств и не одним лишь критикам да экспертам, но ещё и нам с вами.

Грести всё современное искусство под одну гребёнку - подход откровенно провальный, но, факт есть факт - живопись, “красивая картинка” и просто “нечто” - это целых три больших разницы. И совсем не должно быть стыдным, если лично вам какая-то работа кажется откровенно бессмысленной или халтурной. Задавайте вопросы и чем больше, тем лучше. В конце концов, ради чего-то же это было нарисовано. Плохо начинает быть на этапе, если единственной предпосылкой создания такой “современной картины” будет только желание автора одним прекрасным вечером максимально перепачкать парочку холстов. А вот совсем плохо - это когда автор такого шедевра пытается навязать эту же шедевральность окружающим.

Знаете, есть такое немного вредное, но всё же в основе своей замечательное свойство у человека - это умение сомневаться. О чём собственно весь тот текст выше? Современное искусство - оно всякое бывает и не стоит боятся, если лично вам что-то кажется полной бессмыслицей. Главное, задавайте вопросы, читайте, сравнивайте, спорьте и ни за что не принимайте ничего на веру - оно того стоит.